САМООГРАНИЧЕНИЕ В АЗАРТНЫХ ИГРАХ: НУЖНА ЛИ БИЗНЕСУ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАВИСИМЫХ СОТРУДНИКАХ?

9 0

В марте 2024 года Министерство туризма и спорта Республики Казахстан представило новую онлайн-услугу в мобильном приложении «eGov mobile», позволяющую добровольно ограничить участие в азартных играх и ставках. Теперь как граждане Казахстана, так и иностранцы, проживающие в стране, могут заблокировать себе доступ к азартным играм на срок от 6 до 10 лет. При этом поданное заявление не подлежит отмене, что подчеркивает серьезность и необратимость принятого решения. Однако стоит отметить, что эта мера распространяется лишь на лицензированные игорные заведения в Казахстане, что вызывает вопросы об исполнении закона в нелегальном секторе.

По данным ведомства, на 7 октября 2024 года, уже более 161 тыс. человек воспользовались этой возможностью через «eGov mobile», а еще 2 800 граждан подали заявления в письменной форме.

Согласно статье 15-1 Закона РК «Об игорном бизнесе», информация о гражданах, принявших меры самоограничения, строго конфиденциальна. Исключения предусмотрены лишь для правоохранительных, специальных государственных органов, Национального банка Республики Казахстан и уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Однако, вопрос ограничения вызывает разногласия среди представителей бизнеса, которые считают, что для защиты бизнеса доступ к данным о таких гражданах необходимо расширить.

Доступ к информации о лицах с самоограничением на участие в азартных играх мог бы стать значимым инструментом для защиты бизнеса от потенциальных рисков. Такая информация позволила бы избежать ситуаций, когда сотрудник с игровой зависимостью занимает должность, связанную с управлением финансами или ответственностью за материальные ценности компании. В условиях, когда в стране продолжают функционировать нелегальные онлайн-казино и подпольные игорные заведения, игнорирующие требования закона, эти опасения предпринимателей лишь усиливаются. Сотрудник, не способный контролировать свою зависимость, может легко злоупотребить доступом к корпоративным ресурсам, что подвергает бизнес серьезным финансовым рискам.

В связи с этим, некоторые предприниматели считают, что ограничения на доступ к информации создают дополнительные риски. Возможность проверить наличие самоограничения в отношении азартных игр позволила бы работодателям более ответственно подходить к отбору сотрудников, особенно на должности с высокой материальной ответственностью.

Особое внимание следует уделить и государственному сектору, где доступ к данной базе мог бы помочь выявлять сотрудников с неконтролируемой игровой зависимостью, что снижает не только репутационные риски для госорганов, но и угрозы в отношении государственных средств.

С учетом вышеперечисленных факторов, требуется пересмотреть статью 15-1 Закона РК «Об игорном бизнесе» в части расширения доступа к базе данных лиц, добровольно ограничивших себя от азартных игр и ставок. С одной стороны, государство обязано уважать частную жизнь и защищать права граждан, выбравших самоограничение. С другой стороны, обеспечение безопасности бизнеса и доверия к государственным служащим требует учитывать вопросы трудовой надежности. Поиск баланса между конфиденциальностью и разумной прозрачностью может стать важным шагом для укрепления экономической стабильности и общественной безопасности в Казахстане.