Государственный контроль в форме проверок является ключевым элементом взаимодействия между государством и бизнесом. Знание нормативных актов, регулирующих этот процесс, необходимо каждому предпринимателю для защиты своих прав.
Опыт показывает, что большинство проверок заканчивается обнаружением нарушений и взиманием штрафов. Однако, ошибки со стороны проверяющих могут стать основанием для оспаривания результатов проверок. Если такие ошибки признаны критическими, это может привести к аннулированию всех обнаруженных нарушений и снятию санкций. Это закреплено в статье 156 Предпринимательского кодекса, согласно которой недействительность проверки может быть признана вышестоящим госорганом или судом. Более того, неправильно организованная проверка может повлечь за собой административную ответственность для проверяющего по статье 175 Кодекса об административных правонарушениях РК, что подчеркивает важность строгого соблюдения установленных процедур.
Предпринимателям важно уделять пристальное внимание к процедуре проведения проверок, обращая особое внимание на следующие аспекты действий, проверяющих:
1. Проверяющие должны вручить акт о назначении проверки и, при необходимости, акт о продлении сроков, а также проверочный лист, зарегистрированный в уполномоченном органе. Получить информацию о регистрации проверки можно на портале органов правовой статистики и специальных учетов (https://qamqor.gov.kz/check).
2. Предъявить служебное удостоверение или идентификационную карту.
3. Предъявить разрешение на посещение режимных объектов, если это требуется.
4. Предоставить медицинский допуск при необходимости.
5. Гарантировать сохранность полученных в ходе проверки документов и информации.
6. Избегать требований и запросов, не относящихся к предмету проверки.
7. Не проверять выполнение требований, не указанных в проверочных листах.
8. Не требовать документы или информацию, которые не относятся к предмету проверки.
9. Не отбирать образцы продукции без оформления соответствующего акта.
10. Соблюдать конфиденциальность полученной информации.
В заключение хочется подчеркнуть, что в данной статье рассмотрены только отдельные аспекты проверочной деятельности, поэтому настоятельно рекомендуем предпринимателям углубленно изучить следующие нормативные документы:
-Главу 13 Предпринимательского кодекса РК, описывающую общие положения и порядок организации профилактического контроля и проверок субъектов (объектов) контроля и надзора, независимо от их формы собственности.
-Статью 157 и главу 29 того же кодекса, где приводятся правила обжалования решений и действий (или бездействия) контролирующих органов и их официальных представителей.
-Статьи 17, 18 и 19 Конституционного закона РК «О Прокуратуре», где обсуждаются особенности прокурорского надзора.
-Правила, утвержденные приказом генерального прокурора РК от 17 января 2023 года № 32 «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора», регламентирующие проведение проверок на соблюдение законности, анализ законности и оценку вступивших в силу актов органами прокуратуры.
Тщательное ознакомление с этими документами поможет предпринимателям лучше защитить свои интересы и эффективно реагировать на действия контрольных органов.
Для подготовки данной публикации были использованы материалы информационной системы «ЮРИСТ».