ДВОЙНОЙ НАЛОГОВЫЙ УДАР: ВЫЖИВЕТ ЛИ ИГОРНЫЙ БИЗНЕС В КАЗАХСТАНЕ

10 0

В новом проекте Налогового кодекса Республики Казахстан предлагается значительное увеличение налогов на игорный бизнес, что вызвало множество споров и беспокойств среди представителей данной индустрии.

Напомним, что с 1 января 2018 года уже произошло двукратное увеличение ставки налога на игорный бизнес. Согласно Налоговому кодексу, с одного игрового стола ежемесячно уплачивается 1 660 месячных расчетных показателей (МРП), или 6 128 720 тенге, а с одного игрового автомата

60 МРП, или 221 520 тенге, вне зависимости от фактической работы заведения и количества посетителей. В соответствии с требованиями закона, казино должны иметь не менее 30 игровых столов и 60 игровых автоматов. Таким образом, по состоянию на 2024 год, каждое казино обязано ежегодно уплачивать в бюджет не менее 2,3 млрд тенге в качестве налога на игорный бизнес.

Мы решили обсудить возможные последствия в случае повторного увеличения налога в два раза и альтернативные меры с официальным представителем Объединения Юридических Лиц (ОЮЛ) «Национальная Ассоциация Операторов Казино» и адвокатом Артемом Тимошенко,
специализирующимся на вопросах налогообложения и регуляции бизнеса.

Вопрос: Артем, в проекте Налогового кодекса предлагается двукратное увеличение налогов на игровой бизнес. Каковы ваши мысли по этому поводу? Артем Тимошенко: Действительно, в проекте нового Налогового кодекса Казахстана предлагается существенное увеличение налогов на игровой бизнес. Конкретно, налог на игровой стол будет увеличен с 1660 МРП до 3320 МРП
в месяц, а налог на игровой автомат с 60 МРП до 120 МРП в месяц. Это увеличение является значительным и, по мнению членов Ассоциации операторов казино, происходит без должного анализа регуляторного воздействия.

Вопрос: Какие последствия, по вашему мнению, может иметь такое повышение налогов для индустрии игорного бизнеса в Казахстане? Артем Тимошенко: Уже сейчас можно наблюдать негативные последствия от предыдущего повышения налогов. С 2018 года, когда ставки налогов на игорный бизнес были увеличены в два раза, количество действующих лицензий значительно сократилось. На 1 января 2017 года было 13 лицензий на казино и 17 лицензий на залы игровых автоматов. К 1 января 2024 года осталось только 6 лицензий на казино и 9 на залы игровых автоматов. Это означает значительные потери для бюджета и сокращение рабочих мест.

Вопрос: Можно ли сказать, что ужесточение налоговой политики сделает игорный бизнес в Казахстане менее привлекательным для инвесторов? Артем Тимошенко: Безусловно.
Казахстанские налоги для игорного бизнеса и до повышения налоговых ставок были одними из самых высоких среди стран Евразийского экономического союза. Это уже создает неравные конкурентные условия и снижает привлекательность данной отрасли для инвесторов.
Увеличение налогов в два раза без анализа регуляторного воздействия лишь усугубит ситуацию.

Вопрос: Каковы конкретные экономические потери, которые уже понесла отрасль в результате повышения налогов? Артем Тимошенко: Например, после повышения налоговых ставок в 2018 году бюджет потерял около 298 800 МРП, а количество рабочих мест сократилось на з 500 в казино и на 800 в залах игровых автоматов. Принятие нового Налогового кодекса может привести к еще более серьезным последствиям, поскольку многие игорные заведения просто закроются.
Это также повлечет за собой убытки для сопутствующих бизнесов, таких как гостиничные комплексы, рестораны, бары, SPA-салоны, обменные пункты, охранные агентства, такси и другие предприятия, предоставляющие услуги игорным заведениям. В результате, это приведет к дополнительным потерям рабочих мест и снижению доходов бюджета.

Вопрос: Какие альтернативные меры могли бы быть предложены вместо двукратного увеличения налогов? Артем Тимошенко: Альтернативные меры должны быть направлены на создание более благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвесторов. Это может включать в себя снижение налоговой нагрузки, введение более гибких регуляторных механизмов и проведение тщательного анализа регуляторного воздействия перед принятием решений. Важно найти баланс между интересами государства и бизнес-сообщества, чтобы обеспечить устойчивое развитие отрасли и увеличить доходы бюджета за счет роста бизнеса, а не за счет его ужесточения.

Вопрос: Какое будущее вы видите для игорного бизнеса в Казахстане при текущей налоговой политике?
Артем Тимошенко: При текущей налоговой политике будущее игорного бизнеса в Казахстане выглядит весьма неопределенно. Увеличение налогов может привести к дальнейшему сокращению числа лицензированных игорных заведений, увеличению числа незаконных казино и залов игровых автоматов, а также к снижению привлекательности Казахстана для иностранных туристов и инвесторов. Это, в свою очередь, негативно скажется на экономике страны в целом. Необходимо пересмотреть подходы к налогообложению и регуляции этой отрасли, чтобы обеспечить ее стабильное и устойчивое развитие.

Введение новых налоговых ставок на игорный бизнес в Казахстане вызывает множество вопросов и опасений. Подводя итоги, можно сделать вывод, что двукратное увеличение налогов без должного анализа регуляторного воздействия может привести к значительным экономическим потерям, закрытию игорных заведений и увеличению уровня безработицы. Важно задуматься: готово ли государство предоставить альтернативные рабочие места в нашем регионе в случае массового сокращения сотрудников из-за закрытия казино, ведь это затронет около 4 тыс. человек?